Как посчитать, сколько стоит готовый бизнес?

Профессионалы при расчете делают допущения для построения будущих денежных потоков, дисконтируют их по ставке WACC и только потом считают EV — интерпрайс-велью. Но в этой статье мы упростим и покажем принцип расчета.

Есть три основных метода оценки бизнеса: доходный, сравнительный и затратный. Мы посчитаем цену на примере студии маникюра из Ростов-на-Дону этими тремя способами, а затем выведем среднее значение.

1. Рассчитать цену доходным методом

При доходном методе цена бизнеса рассчитывается по ожидаемым доходам с учетом временной стоимости денег. Для простоты расчета берут данные о чистой прибыли за последний год и умножают ее на реальный горизонт планирования, обычно это три — пять лет.

Студия маникюра приносит 700 000 ₽ в год, реальный горизонт планирования — пять лет. Умножаем 700 000 ₽ на пять и получаем цену бизнеса — 3 500 000 ₽.
Теперь нужно проанализировать доходы за несколько последних лет, чтобы понять, растут они или снижаются. Сделаем это в таблице.

как просить стоимость бизнеса.png
В таблице автоматически построится график, и можно будет увидеть, как меняется доходность бизнеса

Вводим данные для студии маникюра за последние пять лет и видим, что с каждым годом прибыль снижается примерно на 12%. С поправкой на эту тенденцию студия будет стоить не 3,5 млн ₽, а 3,06 млн ₽. А если бы доходы росли, цена стала бы выше.

2. Оценить по стоимости похожего бизнеса

Оценка по стоимости похожего бизнеса — это сравнительный метод. Нужно найти компании, которые похожи:

  • по отрасли;
  • городу и району;
  • площади;
  • выручке;
  • ассортименту или списку услуг.

Затем, если бизнес только запустился и пока нет данных по доходам за прошлые годы, можно взять среднюю цену четырех — пяти похожих проектов и продавать его за столько же.

Если же бизнес уже работает и есть данные о доходах, сравнивать его можно с помощью мультипликатора — это коэффициент, который показывает отношение чего-либо к чему-либо. В нашем случае — отношение цены бизнеса к чистой годовой прибыли.

Каталог готового бизнеса на сайте Бизнес Инвестиции

Чтобы оценить бизнес с помощью мультипликатора, нужно найти несколько похожих бизнесов с ценой продажи и данными о прибыли — это можно сделать на Авито или в каталогах готового бизнеса https://invest-bis.ru/ .

Например, находим в каталоге пять студий маникюра с похожими на наши площадь, оборудованием и интерьером. Вносим в таблицу их цены и годовые прибыли, в табличке автоматически рассчитывается средний мультипликатор. Затем для нашей студии вносим данные о прибыли, и табличка считает цену: умножает прибыль на средний мультипликатор.

как посчитать бизнес.png
При расчете сравнительным методом цена стала выше — 571 485 ₽ против 3,06 млн ₽, если считать по доходам.

Продавцу средний мультипликатор показывает, за сколько годовых прибылей продают похожий бизнес, а покупателю — через сколько месяцев окупятся инвестиции. Этот показатель можно использовать в переговорах с покупателем: при такой цене инвестиции окупятся через восемь месяцев, а значит, годовая доходность 22,4% — это в 4,5 раза больше, чем доходность рублевого вклада.

3. Оценить по затратам на запуск

Третий метод — затратный — это оценка бизнеса по затратам на его создание. Нужно посчитать, сколько денег придется потратить, чтобы сегодня запустить точно такой же бизнес.

Например, для студии маникюра в таблицу нужно вписать:


  • стерилизаторы, сухожары, лампы, пылесосы;
  • столы и стулья;
  • запасы лаков, салфеток, одноразовых перчаток и других расходников;
  • базу клиентов;
  • сайт и соцсети.

Затем узнать, сколько это всё сейчас стоит на рынке, и вписать суммы в таблицу.

бизнес-инвестиции.png

Цена получилась ниже — 430 000 ₽ против 3,06 млн ₽ и 571 485 ₽, если считать по доходным и сравнительным методом


Вписывать нужно сегодняшние цены. К примеру, если покупали рабочие столы для мастеров за 25 000 ₽, а сейчас такие же продаются на Авито минимум за 30 000 ₽, в таблицу вписываете 30 000 ₽.

4. Вывести среднее значение из трех оценок

В нашей таблице для оценки стоимости бизнеса есть вкладка «Среднее значение», в нее автоматически подтягиваются расчеты из трех методов и считается средняя цена.
просчет цены готового бизнеса.png

Средняя цена для студии маникюра из примера — 1,3 млн ₽


Покупатель может не согласиться с ценой — например, сказать, что хочет бизнес с большей доходностью или видел такую же студию маникюра за 600 000 ₽. Снижать цену или нет, зависит от ситуации на рынке: какой спрос на бизнес, много ли похожих предложений.


А если не хочется считать цену бизнеса самим, можно заказать расчет у оценщиков. Это будет стоит от 15 000 ₽ до 1,5 млн ₽.


Кому нужны таблицы для просчета, пишите нам на почту (Хочу таблицу для просчета Бизнеса): zakaz@invest-bis.ru


или звоните по : ☎: 8(961)303-77-39


А вы стали бы продавать бизнес? За сколько и почему?